В рамках городского конкурса «Юный РобоТех» в КГТА прошел круглый для руководителей образовательных организаций «Современные подходы подготовки инженерно-технических кадров».
(фото управления образования)
Представители общего образования и высшей школы говорили об уже существующих направлениях сотрудничества и результатах, которое оно приносит. В этом году возросло число ковровчан, ставших студентами КГТА , а количество выпускников ковровских школ, выбравших в качестве будущей профессии технически специальности превысило 54% . Еще несколько лет назад ковровчане большее предпочтение отдавали экономике и менеджменту.
Однако собравшиеся говорили не только о достижениях, но и перспективах. Среди предложений прозвучала идея создания в Коврове Инженерного лицея или Инженерной школы. Вопрос в данным момент прорабатывается.
С основным докладом на круглом столе выступил начальник Управления образования администрации Коврова Сергей Павлюк. Он рассказал собравшимся о существующей модели профориентации в школах города Коврова.
МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ШКОЛАХ ГОРОДА КОВРОВА
Проблема профессиональной ориентации школьников всегда была в сфере внимания управления образования. Экономический кризис в стране спровоцировал последствия, побуждающие и родителей, и детей, и школу серьезнее относиться к этому вопросу.
Слабая связь между системой общего, профессионального образования и рынком труда, эпизодичность профориентации молодежи, преимущественно информационная (теоретическая) направленность профориентационной работы и отсутствие погружения в практическую деятельность побудили заинтересованные стороны в 2015г к разработке и реализации новой модели профессиональной ориентации школьников. В этой модели предусмотрена более тесная связь школы с учреждениями профессионального образования, с предприятиями города. Учтены и возможности учреждений дополнительного образования. Данная модель позволяет преодолеть противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи.
Управление профессиональной деятельность осуществляет Координационный центр, возглавляемый заместителем по социальны вопросам. В его состав входят представители общего и профессионального образования, центра занятости и управления образованием.
Структурными единицами реализуемой модели являются кластеры, в состав которых входят школы, учреждения среднего и высшего профессионального образования, промышленные предприятия города и служба социально- психологического и информационного сопровождения. Кластерная форма взаимодействия, за счет синергетического эффекта, позволяет предоставить нам намного больше возможностей для обучающихся, обеспечивает деятельностный подход в профессиональной работе.
Понятно, что в условиях Коврова кластерные структуры ориентируют школьников на выбор профессии инженерно-технического профиля. Акцент делается на погружение в практическую деятельность, прохождение социальных практик на предприятиях горда, профессиональную подготовку обучающихся на базе МУК, промышленно-гуманитарного колледжа, Центра инновационного развития школьников на базе КГТА.
В структуре общего образования выделены этапа профессиональной ориентации:
- В 5-7 классе мероприятия носят преимущественно информационный характер, в виде ознакомления со всеми профессиональными сферами и проводятся в игровой форме. Формы работы на данном этапе: лекции, круглые столы с родителями (законными представителями), экскурсии, мультимедийные презентации, просмотр видеороликов.
- В 8-9 классе профориентационная работа носит уже информационно- деятельностный характер, позволяющий ребенку углубить знания путем получения первых практических навыков.
Так, в рамках сетевого взаимодействия, учащиеся школ города проходят предпрофессиональную подготовку на базе межшкольного учебного комбината, Ковровского промышленно-гуманитарного колледжа, учебных центров КЭМЗ и ЗиДа. Ежегодно увеличивается количество школьников, охваченных «промышленным туризмом».
В этом году 3 257 учащихся посетили промышленные предприятия города: ЗиД, холдинговую компанию «Аскона», КЭМЗ, КМЗ, ОАО «Сударь».
За 2016-2017 годы порядка 1200 учащихся 9-11 классов приняли участие в городском фестивале рабочих профессий «Кадры для ОПК». Традиционным стало и участие школьников в Открытом межрегиональном чемпионате «Молодые профессионалы» по стандартам World Skills. В этом году в отборочном этапе по программе «JuniorSkills» приняло участие 18 обучающихся школ №11 и 22 в компетенциях «Образовательная робототехника» и «Лазерные технологии». Двое обучающихся 8 класса школы №11 вышли в финал и достойно представили наш регион на национальном этапе чемпионата, заняв 4 место.
В ЦДО «Родничок» реализуется программа «Мир профессий». Ребятам предлагается не только познакомиться с той или иной профессией, услышать рассказ специалиста, но и попробовать себя в качестве работника какой-либо сферы.
В летний период Центр занятости помогает трудоустроиться подросткам, достигшим 14-летнего возраста.
Количество учащихся, прошедших обучение по тому или иному курсу в Центре инновационного развития школьников возросло на 17% в сравнении с прошлым годом.
Учащиеся 9 классов, определившиеся с выбором профессии или профессиональной сферы, продолжают обучение по данной специальности в СПО или в 10 классе по соответствующему профилю.
- Третий этап – десятиклассники. В 10-11 классах – приобретение практических умений и навыков в одной из профессиональных сфер, получение компетенций в профессиях, востребованных в муниципалитете. На базе общеобразовательных организаций учащиеся продолжают погружаться в выбранную профессиональную сферу в 44 профильных классах, 76% старшеклассников.
Параллельно на базе МУК, Промышленно-гуманитарного колледжа, КГТА учащимся предлагается профориентационная подготовка. Так, в рамках модели сетевого взаимодействия учащиеся школы №9,11, 17, 21, 23 проходят профессиональную подготовку на базе КПГК. Как результат такого взаимодействия – получение рабочей профессии ребятами до окончания школы.
Учащиеся школ №21,11 и 23 проходят социальную практику на ведущих предприятиях города.
Как результат реализации данной модели - увеличение количества школьников, выбирающих естественно-математический и технический профили обучения: 65% (в 2016г – 54 %). При выборе специальности выпускники стали в большей степени ориентироваться на потребности рынка труда.
Возрастает и количество выпускников, выбирающих на итоговой аттестации физику: 234 - в 2017 г (190 - в 2016г). Средний бал ЕГЭ по физике в 2017г составил 53,6, сто выше среднего значения по области по России. Кроме того, средний балл в 2017г увеличился на 5,3% в сравнении с 2016г (50,9).
Впервые в этом году проходил областной конкурс на лучшую образовательную организацию по организации профориентационной ориентации обучающихся. Победителем конкурса в номинации «Активное взаимодействие с социальными партнерами» стал Межшкольный учебный комбинат. Также благодарственными письмами Департамента образования были отмечены школы №11, 21, 22 и 23.
На всех этапах профессиональной ориентации социально-психологической службой управления образования проводятся тренинги, анкетирование, мониторинг профессионального самоопределения обучающихся.
Педагогами-психологами реализуются факультативные курсы и кружки профориентационной направленности, осуществляется изучение личностных особенностей, профессиональных склонностей и интересов, проводится групповое и индивидуальное консультирование учащихся их родителей, организуется просветительская и информационная работа со всеми участниками образовательных отношений.
Мониторинг самоопределения выпускников школ города показывает, что 86,7% выпускников продолжают обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. При этом наибольшее количество выбрало ВлГУ им Столетовых (22,8%) и КГТА им Дегтярева (19,3%). Отмечается значительный рост выпускников, поступивших в КГТА в этом году, - на 7,3%. Это результат совместной работы педагогических коллективов школ с учреждениями профессионального образования, ведущими предприятиями и центром занятости.
Наиболее востребованными специальностями для выпускников этого года стали: инженерно-технические – 54,06% выпускников, педагогические – 11,5%, экономика и менеджмент – 7,5%, медицинские – 4,8 %.
Таким образом, реализуемая модель позволила усовершенствовать профориентационную работу в муниципалитете за счет внедрения кластерной формы взаимодействия между всеми заинтересованными участниками.
Поэтапно в кластерах реализуются «профессиональные погружения», ориентированные на закрепление интереса к профессии в рамках выбранных направлений, на формирование надпрофессиональных умений и навыков.
Создается единая система профориентационной работы на уровне школа-СПО-родители-предприятие-заинтересованные ведомства. Молодые люди, завершая определенную ступень обучения, принимают мотивированное решение о выборе профессии, которое в дальнейшем повлияет на всю их личную жизнь и на модернизацию российской экономики в целом.
Уровневая система профориентационной работы в школе на основе кластерной формы взаимодействия станет средством будущей профессиональной успешности выпускника.