Авторская песня – наверное, самый насыщенный всякими встречами, тусовками, концертами и фестивалями жанр творчества. В прежние времена возле каждого фестиваля сидел закрепленный ответственный чиновник. А сейчас – хорошо, если есть добровольный страдалец за нужное общебардовское дело. Энтузиаст. Творческий клуб, допустим, как у нас в городе. Вокруг «Земляков» и живут, и хранятся, и развиваются бардовские традиции: песни пишутся, гости друг к другу ездят, книжки издаются, юбилеи отмечаются. Последнее крупное дело «Земляков» – 10-й «ПоГраничный» открытый фестиваль «Кижанские ключи», получивший статус областного.
Каждый год в конце мая сосновый бор под деревней Кижаны полон жизни – на три дня здесь разбивается целый палаточный городок, днем и ночью дымят костры и слышны отовсюду песни. Каким образом рассказать про нынешний фестиваль? Очерки надоели, репортажи приелись, эссе вроде бы ни к чему. Изобразим-ка мы несколько портретов. Благо дело, колоритных персонажей на «Кижанских ключах» хоть отбавляй.
«Господа юнкера, кем вы были вчера?»…
74-летний радужанин Константин Левченко (лауреат в номинации «Исполнитель») – наверное, самый старый участник нынешней тусовки. Бывший работник лазерного центра, а ныне приверженец активного образа жизни. В 62 года Константин Григорьевич пошел в детскую музыкальную школу учиться правильно петь, особенно его привлекали романсы. Сейчас посещает 4 клуба: само собой, бардовский, танцевальный под названием «Ретро», занимается оригами и лепит из глины. Когда-то он учился у великого танцора Махмуда Исинбаева, был королем рок-н-ролла, чарльстон неплохо танцевал, в джазе играл на ударниках. На таких мероприятиях, как «Кижанские ключи», он забывает о возрасте. А домашние не понимают, говорят, гастролером стал.
В последнее время Константин Левченко «давал гастроли» в Австрии. Есть там Башня звука. На высоте 50 метров – смотровая площадка. Вечерами он поднимался туда. Вокруг изумительный вид, а наш герой во всю глотку пел романсы: «Не уходи, побудь со мною…» и наслаждался бытием. Каждый из нас ищет смысл своего существования. Смысл в ней самой – в живой жизни.
На одном из фестивалей Левченко познакомился с Аграновичем. С тем самым, который написал песню «Я в весеннем лесу пил березовый сок…». Аграновичу было 85 лет, а он час пел для публики без заметной усталости. Константин Григорьевич к нему подошел со словами: «Хотел бросать гитару, куда мне, старику, но когда увидел Вас, понял: я только начинаю».
Про небородатых бардов
Юлия Валеева шесть лет назад уехала в Москву, однако продолжает считать себя ковровчанкой. На гитаре играет с 15-ти лет, в столице у нее детский клуб авторской песни «Музыка души» – занимается с ребятами при школе. Давно знает про «Кижаны» и даже находила возможность появиться здесь. Подобный фестиваль у непросвещенных ассоциируется с бородатыми бардами в вытянутых свитерах, которые у тлеющего костра хрипят под гитару про «солнышко лесное». Разумеется, это не так. И барды встречаются всякие, и женщины прекрасно вписываются в обстановку, и поют не хуже мужчин. Юлии, к примеру, всегда нравилось исполнять бардовскую песню. Считается также, что бардовская песня – неотъемлемая часть походов (лесных тусовок, походов, сплавов на байдарках). Юлию, скорее, можно назвать академическим исполнителем, особенно предпочитающим произведения Булата Окуджавы и Вероники Долиной. В походы она не ходит, однако на конкурсе пела песню Леонида Сергеева «Зеленое небо». Позитивная песенка была. И Юлия – неисправимая оптимистка. Так она себя называет.
Громкие и тихие песни Михаила Кочеткова
Стало доброй традицией приглашать под Кижаны какую-либо знаменитость российского масштаба. Почтить своим присутствием фестивальную поляну и возглавить конкурсное жюри согласился на этот раз Михаил Кочетков (на фото) – известный бард, автор-исполнитель собственных песен, член Союза писателей, актер театра и кино, журналист. В начале девяностых на канале «Северная корона» (6 канал) он вел прямоэфирные программы «Утро неделового человека». С декабря 1995 на коммерческом телеканале «Телеэкспо» был ведущим песенной передачи с участием бардов «Гнездо глухаря», где по утрам в выходные дни раздавались песни по заявкам зрителей. Михаил Кочетков – один из основателей бард-кафе «Гнездо глухаря» в Москве, а также организатор и ведущий телепередачи «Домашний концерт», посвященной авторской песне.
Теперь немного о творчестве поэта-песенника. В легкой, приправленной юмором манере, как он сам предпочитает рассказывать о себе. Нам он поведал, что первый свой стишок сочинил в глубоком детстве и был шедевр не очень приличным. Детишки, конечно, смеялись, а вот учительница не оценила и наказала. Далее, в седьмом классе, последовала вещь под названием «Сам генерал пожал мне руку дверью…». Произведения, которые Михаил исполнял на нынешнем концерте, тоже были веселыми, ироничными, хотя с неким философским подтекстом. Так что ближе известному барду: приколы или глубокая, даже трагическая, лирика? Он всякий. Сегодня пел про «хмурую жену, неминуемую как гестапо, которая заходит под шуршанье старых тапок», а вчера на сольном концерте в Тамбове люди плакали, слушая его проникновенные строки. Критики же определили, что «творчество Кочеткова находится где-то между Галичем и Бродским».
География его гастролей весьма впечатляет – на фестивалях в регионах, в столице, за океаном, везде, где живут русскоговорящие и свободомыслящие люди. Штаты, Канада, вся Европа, Израиль, бывший СССР – весь. Даже Китай. Он никогда не составляет программ. Имеется листочек с 50-60-ю песнями, главное, в перерыве вычеркнуть то, что спел в первом отделении, чтобы не повторяться. На больших гастролях (более 20-ти концертов) это особенно актуально.
Интересная подробность: как-то побывав в очередной раз в Америке, Михаил с удивлением обнаружил, что в «универах» больших городов на кафедрах славистики бард и поэт М. Кочетков входит в программу изучения современной русской словесности.
Об отношении Кочеткова к слову «бард». «Это расхожий в народе образ человека с гитарой, кажется, что всё довольно просто, порою самодеятельно, что каждый так может, – говорит наш герой, который причисляет себя к классическому барду. – Потому-то в своё время, чтобы снять претензию, авторскую песню называли «самодеятельной». Лично я не обижаюсь как на формулировки, так и на отношение ко мне «антологов». Для меня более ценна оценка товарищей и уважаемых коллег – И. Иртеньева, Е. Попова, М. Жванецкого, Ю. Кима, авторов «Первого круга» и многих других».
Напоследок несколько штрихов, чтобы придать образу Кочеткова четкости. Правда, ими он делился не с нами. «Не люблю гламур – представление быдла о красоте, пошлость, прежде всего музыкальную, всяких томных стасомихайловых и иже с ними. Не перевариваю всяческих наших, идущих куда-то вместе. Вместе нормальные люди могут идти только в баню! Не люблю общения со спонсорами и высокими властями, персонажами Салтыкова-Щедрина…».
На фестивале «Кижанские ключи-2012» лучшим автором стал дуэт из Владимира, лучшим исполнителем – представитель города Радужный, Гран-при завоевал дуэт из Воскресенска, спецприз жюри достался жительнице Вязников, а приз зрительских симпатий взяла ковровчанка Марина Юсова.
В киноконкурсе «Отражение» (номинация «Клипы») в классе «Суперстар» победила Ольга Белоногова, в классе «Юниор» – Даниил Белоногов.
Волейболисты из ковровской команды «Канары» заняли 1-е место, в настольном теннисе среди мужчин отличился Александр Лебедев.
О. АРТЕМЬЕВА