Кажется, что автомобилисты уже привыкли к тому, что цены на автомобильное топливо неуклонно поднимаются. Поэтому подорожание бензина на несколько копеек за месяц – два давно никого не удивляет. Но последние дни на заправках произошёл довольно существенный скачок цен. По данным Росстата, с 29 апреля по 7 мая бензин подорожал на один процент, дизельное топливо — на 0,9 процента, а в целом потребительские цены повысились всего на 0,1 процента.
(иллюстративное фото)
Опережающий рост цен на бензин наблюдается уже четвертую неделю подряд. За апрель топливо подорожало на 1,4% — втрое больше общего индекса потребительских цен (0,4%). Но это в среднем, а между тем только за последнюю неделю апреля во Владимире, Севастополе, Кирове и Петрозаводске цены на бензин повысились на 1-1,3%, сообщает РИА Новости.
На заправках Владимирской области ценники на бензин меняются каждую неделю. Еще недавно, к примеру, в среднем по области АИ-92 стоил около 37 рублей за литр. Сейчас уже 39,5. Отметим, что в ряде регионов стоимость литра АИ-95 уже перевалила за 40 рублей.
В чем же причина роста цен на бензин?
Одна из них - сезонный фактор. Спрос на нефтепродукты в весенне-летний период всегда повышается из-за начала сельхозработ и активизации автолюбителей.
В этом году добавился еще и скачок мировых цен на нефть. Многие удивятся, ведь нефть у нас своя, как это может повлиять на внутренний рынок? При высоких мировых ценах экспортировать просто выгоднее, чем отдавать продукт дешевле на внутренний рынок. Вот российские нефтяные компании и нацелены на Запад, нежели внутри страны. При сегодняшнем сочетании нефтяных котировок и курса доллара экспорт одной тонны топлива приносит почти семь тысяч рублей дополнительной прибыли по сравнению с продажей внутри России. А привлекательность экспорта приводит к нехватке топлива на внутреннем рынке.
Что же дальше?
Прогнозы экспертов неутешительны: биржевые и оптовые цены продолжат расти. Эксперты сходятся в том, что для замедления роста цен на бензин необходимо, во-первых, увеличить объемы топлива, поставляемые на внутренний рынок, и, во-вторых, снизить акцизы. С этим согласна ФАС, которая совместно с Минэнерго уже подготовила приказ об увеличении минимального норматива продаж на бирже бензина (с десяти до 15% от объема производства) и дизельного топлива (с пяти до 7,5%).
Это позволит замедлить повышение оптовых цен, а следом стабилизируется и розница. Но на согласование и принятие документа уйдет несколько месяцев, так что подействует он в лучшем случае осенью.
ФАС готовит свои предложения и по акцизам.