Юрий Арзуманов стал главным конструктором КБ «Арматура». Ю. Арзуманов — доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии и премии Правительства РФ в области науки и техники, действительный член Академии космонавтики имени К. Э. Циолковского. КБА он возглавлял с 1988 года.
Юрий Арзуманов
Как подчеркивается на официальном сайте предприятия, данные кадровые перестановки «произведены в рамках оптимизации организационной структуры компании, направленной на повышение эффективности управления деятельностью филиала». Подчеркивается, что разделение функции управления производственной и хозяйственной деятельностью и функции управления инженерно-конструкторскими разработками разграничивает полномочия и зону ответственности руководителей и способствует достижению поставленных перед филиалом важных задач.
Конструкторское бюро «Арматура» в Коврове — единственное предприятие в нашем регионе, работающее «на космос». История его создания связана с развитием Ковровского пулеметного завода — нынешнего имени В. А. Дегтярева. В 1921 году там было создано первое в стране проектно-конструкторское бюро, задачей которого являлось разработка новых образцов стрелкового оружия. Его возглавил выдающийся конструктор-оружейник, изобретатель одного из первых автоматов Владимир Федоров. Позже руководителем КБ был ученик Федорова Василий Дегтярев, доктор технических наук и Герой Социалистического Труда, творец знаменитого пулемета. Портрет В. Дегтярева в генеральской форме и полный рост до сих пор украшает парадную лестницу одного из корпусов КБ «Арматура». Именно там когда-то находился кабинет легендарного оружейника.
«Гагаринский старт» на Байконуре
«Буран» в полете
В конце 1950-х годов КБ перепрофилировали на работы, связанные с ракетной и ракетно-космической техникой. Тогда им руководил Вячеслав Бахирев, Герой Социалистического Труда, позже почти 20 лет занимавший пост министра машиностроения СССР. В 1960-е предприятие занималось созданием систем газоснабжения стартовых и технических комплексов, разработкой агрегатов стыковки и отвода коммуникаций для ракет-носителей различного назначения. Долгое время деятельность КБ была глубоко засекречена. Даже многие ковровчане не знали, что дорога в космос во многом начинается на юго-восточной окраине их города, где на улице с символическим названием Социалистическая. Отечественный «челнок» «Буран», космические аппараты, создаваемые по темам «Астрон», «Венера», «Марс», «Фобос» — в эти и многие другие разработки ковровские конструкторы внесли свой весомый вклад. Для них командировки на Байканур, в различные «почтовые ящики», за которыми скрывались ведущие предприятия оборонно-космический отрасли типа КБ «Салют», а также в легендарный Звездный Городок были обычной рутиной. И космонавтов они видели не только по телевизору…
С 1999 года КБ «Арматура» вошло в состав Государственного Космического Научно-Производственного Центра имени М.В.Хруничева. За счет этого у предприятия вырос объем заказов, что позволило сохранить коллектив и повысить эффективность работ по созданию современных ракетно-космических комплексов. Сегодня ГКНПЦ имени М. В. Хруничева является одним из крупнейших холдингов отечественного ВПК. В его состав, помимо ковровского предприятия, входят Ракетно-космический завод, КБ «Салют», НИИ космической техники (в г.Королев), Завод медтехники (Москва), а также «Воронежский механический завод» (выпускающий ракетные двигатели), «КБ химического машиностроения им. А М. Исаева» (г. Королев Московской области, производит двигатели малой тяги) и Омское объединение «Полет» (выпускает ракеты и малые спутники).
Важной особенностью «Арматуры» является наличие в структуре предприятия не только КБ, но и своего опытного завода. Наличие собственной производственной базы позволяет воплощать в металле разработки конструкторов. Именно такое сочетание сейчас является наиболее востребованным. Сегодня КБ «Арматура» принимает активное участие в работах по созданию новых отечественных космических систем. В частности, ковровчане внесли весомый вклад в разработку семейства новейшего семейства ракет-носителей модульного типа с кислородно-керосиновыми двигателями «Ангара, в составе которого носители четырех классов — от легкого до тяжелого в диапазоне грузоподъемности от 1,5 до 35 тонн.
Новая ракета «Ангара»
Первый пуск «Ангары» с военного космодрома «Плесецк»